Рав Ури Шерки
Ноах - Семьи и народы
Перевод с французского
Опубликовано на странице Всемирного центра потомков Ноаха
Человеческие сообщества определяются в соответствии с некоторым общим критерием. Когда меняется критерий, тогда коллективная самоидентификация меняется и, соответственно, меняется понятие.
В недельном разделе Ноах при рассказе о создании народов сначала употребляется выражение "семьи", а потом используется выражение "народы": "Это сыновья Шема по семьям их, по языкам их, по землям их, по народам их". (Берешит 10:31) Тут явным образом подчеркнута разница между двумя понятиями. Между семьями обычно царит мир, и положение войны создается лишь в исключительных случаях. В отличие от этого, государственная самоидентификация, "народ", создает понятие "чужой" - это тот, кто на кого не распространяется национальная солидарность, тот, кто несет в себе угрозу и является потенциальным врагом. Поэтому обычное положение между народами - это война, а мир - исключение. Это особенно подчеркивается пророчеством о конце времен, в котором все изменится: "...не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать." (Ишаяhу 2:4).
В чем разница между "семьями" и "народами"? Писание разъясняет, что пока критерием, объединяющим общество, является культура (на языке Писания - "их языки"), говорится о "семьях". Когда же определение строится в соответствии с территорией ("их страны"), то речь начинает идти о "народах".
В результате разделения человечества и перехода от "семей" к "народам" возникают две попытки решить проблему войн: Вавилонская Башня и избрание Авраама. Первая попытка неудачна, но вторая закладывает, в идеале, основу для будущего решения.
Вавилонская башня была попыткой устранить различия между людьми, чтобы у всех был "один язык". В иврите есть два разных слова для обозначения языка: лашон, буквально "язык" (во рту) и сафа, буквально "губа", и здесь в Торе употреблено именно сафа. Разница между ними в том, что лашон - это "язык", который несет внутреннее содержание, тогда как сафа отражает лишь внешний подход. Это космополитизм, убивающий уникальность, стирающий ценность отдельной человеческой культуры и ставящий вместо нее лишь общечеловеческие достижения, Башню. Но Божественное откровение, разрушившее Башню, не только стирает частного человека и культуру, но наоборот, подчеркивает уникальность - до такой степени, что один человек не слышит языка другого. Это спасло человечества от ада однородности.
Вместо неудачной попытки Вавилонской Башни появляется миссия Авраама, которая заключается не в том, чтобы изничтожить национальное, но попытаться вернуть человечество в состояние "семей": "...и благословятся тобой все семьи земные" (Берешит 12:2). Создается еврейский народ как национальная общность, которая направлена на исправление мира, а не на собственные национальные достижения - и в этом ее единственная легитимация.
У пророка Захарии в видении будущего это соотношение между народами и семьями описано так: "И будет каждый оставшийся из всех народов тех, приходивших на Иерусалим... И будет: те из семей земли, которые не поднимутся..." (Захария 14:16 и далее) - т.е. народы превратятся в семьи. Таким образом, вместо космополитизма, который стремится к однородности, и вместо захватнического национализма народов мира, проявится истинное единство, которое поднимет все народы, каждого из них с его особой уникальностью, и приведет "...на гору Господню, в дом Бога Якова, чтобы Он научил нас путям Своим и чтобы пошли мы стезями Его. Ибо из Сиона выйдет Тора и слово Господа - из Иерусалима" (Ишаяhу 2:3).